Кредитно-модульная система: особенности и возможности

    Образование 13 августа 2021 19647

    Сегодня, когда во всех сферах жизнедеятельности страны происходят кардинальные перемены, реформы в высшем образовании имеют важное значение. Среди наиболее актуальных - переход обучения на кредитно-модульную систему.

    На видеоселекторном совещании, прошедшем 16 июня этого года и посвященном приоритетным задачам в системе высшего образования, глава государства обозначил четыре приоритета в данном направлении:

    • повысить роль управляющих советов и расширить полномочия кафедр высших образовательных учреждений;
    • привести процесс обучения в соответствие с требованиями рынка, увязать его с производством и создать среду, в которой студенты могут работать над собой;
    • повысить научный потенциал вузов, продолжить развитие науки и инноваций;
    • сократить бумажную работу преподавателей и студентов, а также бюрократию и коррупцию за счет цифровизации сферы.

    Помимо этого, Президент поручил должностным лицам привести государственные образовательные стандарты в соответствие с международными, перевести учебный процесс во всех вузах на кредитно-­модульную систему. Необходимо пересмотреть содержание преподаваемых предметов: устранить дублирование и увеличить количество профильных (специализированных).

    Отмечается, что для эффективного выполнения этих задач высшие учебные заведения будут наделены полномочиями принимать самостоятельные решения по академическому и организационному управлению. Другими словами, отныне совет вуза следует своим решениям по учебной программе и литературе, внедрению научных проектов, загруженности профессоров и преподавателей и определению форм обучения. Показано, что деятельность каждого отдела оценивается на основе его потенциала и вовлеченности молодежи в научную работу. Помимо этого, поставлена задача оптимизировать перечень профессий, требующих наличия высшего образования, и ввести новые специальности, востребованные отраслями экономики.

    Переход на кредитно-модульную систему еще больше увеличит потребность во внедрении цифровых технологий.

    Здесь стоит отметить и то, что в 2020 году Кабинет Министров принял постановление «О мерах по совершенствованию системы организации образовательного процесса в высших образовательных учреждениях». Согласно документу с 2020/2021 учебного года процесс обучения в вузах поэтапно переводится на кредитно-модульную систему (КМС).

    Но что же она представляет собой? Это европейская система вузовского образования (European Credit Transfer and Accumulation System - ECTS), которая предусматривает следующее:

    • Модульная структура образовательной программы. Учебный материал по той или иной специальности разбит на отдельные блоки - модули. Студент изучает предмет/модуль в рамках своей специальности в форсированном режиме: лекции и практические занятия по этому предмету проводятся ежедневно вплоть до его сдачи на экзамене или зачете.
    • Увеличение гибкости образовательных программ. В зависимости от минимального или продвинутого уровня подготовки студент берет то или иное количество часов по предмету.
    • Участие студента в формировании индивидуального учебного плана. Каждый имеет свой персональный план с определенным набором курсов и выбирает, какой из них взять вначале, а какой позже.
    • Увеличение доли самообучения в образовательном процессе. Ряд тем дается на самостоятельное изучение. Студенты готовят творческие работы (рефераты, презентации), штудируют дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем, углубляются в область своих интересов.
    • Использование зачетных единиц (кредитов) для оценки трудоемкости.
    • Применение балльно-рейтинговых систем оценки знаний.

    В настоящее время в высших учебных заведениях страны осуществляется ряд мер по постепенному переводу учебного процесса на КМС. Преобразования происходят и в нашем университете.

    Плавный переход на кредитно-­модульную систему в ТГЭУ заключается в следующем:

    • к учебному процессу привлечены более 30 зарубежных и отечественных профессоров и преподавателей;
    • проведены мастер-классы по КМС в вузах Узбекистана;
    • используются учебные планы и программы 1-го курса бакалавриата и магистратуры, разработанные на основе зарубежного опыта с привлечением международных экспертов;
    • применена книга «Кредитно-­модульная система ECTS в высших учебных заведениях Республики Узбекистан: основные понятия и правила», изданная совместно с Фондом «Эл-юрт умиди», Республиканским советом высшего образования и Ташкентским государственным экономическим университетом;
    • для обучения по КМС отобраны педагоги с высоким уровнем подготовки.

    Введение системы накопления кредитов не только дает студенту большую свободу, но и позволяет самостоятельно планировать учебный процесс, чтобы в будущем он мог стать конкурентоспособным профессионалом в выбранной области. В то же время это способствует совершенствованию системы оценивания и образовательных технологий.

    Внедрение КМС в сферу высшего образования повысит качество обучения, обеспечит прозрачность, устранит коррупцию, раскроет истинные знания студента и создаст основу для самостоятельного получения знаний и работы.

    Кроме того, внедрение кредитно-­модульной системы - важный фактор в сотрудничестве преподавателя и студента. Так, педагог организует, направляет, советует, проверяет процесс усвоения материала слушателем. Однако наибольший упор делается на самостоятельное обучение студентов, а значит, возрастает его важность в учебном процессе. Это приведет к росту творческой инициативы и активности профессионалов.

    В КМС у студентов вузов всегда есть возможность получить помощь или совет от преподавателей и однокурсников, что укрепляет взаимопонимание и способствует развитию навыков командной работы.

    Более того, переход к кредитно-­модульной системе обучения повысит заинтересованность и вост­ребованность профессоров и преподавателей высших учебных заведений. Как было сказано выше, при таком нововведении педагог последовательно выполняет не только информационные и контролирующие функции, но и консультативные и координирующие. Сохраняется его ведущая роль в образовательном процессе.

    Важно, что данная система ориентирована на профессиональное развитие и зрелость студента, а также обеспечение непрерывного обучения.

    Мухаббат Хакимова.
    Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой
    Ташкентского государственного экономического университета.