Кто будет учиться на основе государственного гранта

    Образование 5 июня 2024 607

    Высшее образование предоставляет возможность молодежи занять достойное место и завоевать авторитет в обществе. Поддержка лиц, овладевших глубокими знаниями на предыдущих этапах непрерывного образования, применение в этих целях объективной системы отбора, позволят оптимально привлекать в социально-экономическую и инженерно-технологическую сферы лучших: обладающих хорошими базовыми знаниями и отличающихся значительным стремлением к высшему образованию, что наиболее эффективно задействует человеческий капитал.

    Важное место в этом отводится государственному гранту, выделяемому на получение высшего образования. Данный фактор способствует эффективности подготовки необходимых стране кадров, повышению ответственности вузов, а также наиболее объективному и квалифицированному набору студентов на востребованные направления и специальности высшего образования.

    На презентации, представленной Президенту 6 мая текущего года, обсуждены предложения по оптимизации направлений обучения в высшем образовании, совершенствованию систем приема и квалификации. Отмечена важность более рационального и справедливого назначения государственных грантов. В этом плане подчеркнуто, что отбор подготовленных претендентов, обладающих глубокими базовыми знаниями, намеренных воплотить свою осознанную цель получения определенной специальности, представляется наиболее перспективной, а поддержка таких лиц льготами обуславливает целевую подготовку уже потенциальных специалистов. Вместе с тем даны поручения по обеспечению прозрачности и эффективности процесса приема в вузы, по пересмотру квот приема на новый 2024/2025 учебный год, по совершенствованию квалификационных требований, с интеграцией их содержания с международно признанными критериями.

    На презентации глава государства указал на необходимость устранения существенного расхождения в показателях квот приема между бакалавриатом и магистратурой, а также более рациональной адаптации этих уровней высшего образования к потребностям современного рынка труда. Кроме того, отмечены сложности в формировании у выпускников вузов полноценных квалификаций, что создает определенные проблемы при их трудоустройстве. Поручено разработать надлежащие меры по формированию показателей приема в вузы на основе объективного и достоверного спроса и предложения, с определением реальных перспективных потребностей сфер и отраслей экономики в кадрах, задействовав в этих целях местные исполнительные органы, негосударственные организации, предпринимателей и инвесторов. Предложено на основе потребностей работодателей и современного развития отраслей экономики и социальной сферы конструктивно изучить и провести работу по детальному сокращению устаревших и формированию новых востребованных направлений высшего образования.

    Масштабные реформы, осуществляемые в нашей стране практически во всех отраслях экономики и социальной сферы, обуславливают широкую потребность в высококвалифицированных кадрах.

    В результате последовательных целевых мер за сравнительно короткий срок нам удалось добиться определенных успехов. В частности, общее количество высших образовательных учреждений в стране достигло 211 (в 2016-м - 72). При этом 67 из них - негосударственные вузы, а 29 - филиалы зарубежных вузов. Благодаря этому удалось значительно расширить возможности получения высшего образования в стране. Так, общий охват молодежи высшим образованием в 2023/2024 учебном году составил 42 процента в отличие от девяти процентов в 2016-м.

    В последнее время наблюдается рост интереса молодежи к инженерно-техническим направлениям высшего образования и научно-исследовательской деятельности. Этому в значительной степени способствовало увеличение доли грантовых квот приема. Так, доля студентов, обучающихся на инженерно-технических направлениях, в 2023/2024 учебном году превысила 35 процентов, в то время как в 2019-м данный показатель составлял лишь 25 процентов. А доля выпускников вузов, выбравших научно-исследовательскую деятельность после окончания магистратуры, в 2023 году составила 35 процентов (15 процентов - в 2019-м).

    В этих условиях поддержка государственными грантами наиболее подготовленных, отличающихся значительным усердием в обучении молодых людей представляется весьма важным принципом подготовки профессиональных кадров.

    На прошедшей презентации озвучено еще одно нововведение: теперь государственный грант не будет предоставляться одному студенту на все четыре года обучения, а станет перераспределяться ежегодно между студентами, достигшими высоких результатов. Не секрет, что иногда студент, зачисленный по государственному гранту, уже в процессе учебы в вузе проявляет нерадивость и демонстрирует отставание в учебе. Но в это же время другой студент, которому не хватило всего нескольких баллов до достижения государственного гранта при поступлении в вуз, своим усердием и успехами в учебе превосходит других обучающихся. В таком случае представляется справедливым назначение государственного гранта со следующего учебного года именно усердному студенту, а не лентяю, не оправдавшему высокое доверие к нему.

    Эта мера также будет способствовать реализации принципа социальной справедливости, который всегда находится в центре внимания главы государства. Ведь государственные гранты - это в том числе и форма материальной поддержки студентов. Они обеспечивают равные возможности при получении высшего образования независимо от социально-экономического положения граждан, стимулируют инклюзивность.

    Необходимо отметить, что на презентации подчеркнута важность создания проектного офиса «Центр проектов в сфере образования», способствующего обеспечению преемственности и непрерывности дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования. Проектный офис в основном анализирует систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В том числе занимается расширением возможностей продолжения учебы в высшей школе после профессионального образования, организацией подготовки кадров на основе трехгодичных образовательных программ бакалавриата. Вместе с тем в его функции входит подготовка предложений по передаче на аутсорсинг некоторых функций органов государственного управления в сфере образования (определение рейтинга образовательных организаций, аккредитация образовательных программ и другие) негосударственным организациям, в том числе международным.

    На презентации рассмотрен вопрос оптимизации управленческого звена высших образовательных учреждений. Так, отмечена необходимость пересмотра функций и наличия большого количества деканатов и других административных структур. Дано указание до нового учебного года полностью пересмотреть систему управления образовательным процессом вузов, сделав основной упор на цифровизацию функций менеджмента.

    Глава государства отметил необходимость соответствия квалификационных требований международным стандартам, сертификации оценки квалификаций, дал поручения по разработке квалификационных стандартов и их цифровизации. В этих целях принято решение о создании Института развития национальной системы квалификаций, который совместно с работодателями будет трудиться над разработкой необходимых современных квалификационных требований.

    Подводя итог прошедшей презентации, можно констатировать, что ее перспективными целями стали дальнейшее развитие объективности и социальной справедливости в системе высшего образования, повышение качества обучения, расширение подготовки кадров в области инженерии и технологий.

    Необходимо осознать, что в новых условиях существенно возрастает мера ответственности руководителей высших образовательных учреждений за результаты учебного процесса. Также надо отметить, что педагогический, научный и интеллектуальный потенциал высших образовательных учреждений вполне достаточен для достижения поставленных целей. А главное - в педагогических коллективах и университетском сообществе страны в целом есть искреннее желание стать эффективным драйвером подготовки высококвалифицированных кадров. Основными же критериями этого стремления должны стать в первую очередь качество выпускаемых специалистов, их востребованность на рынке труда и высокие показатели трудоустройства.

    Конгратбай Шарипов.

    Министр высшего образования,

    науки и инноваций Республики Узбекистан.