Постковидная депрессия: когда стоит обратиться к специалисту

    Вот уже два года мир борется с коронавирусной инфекцией. Глобальная пандемия оказала негативное влияние на разные процессы в мировой экономике, торговле, транспорте. Вместе с тем она повлекла за собой и социальные проблемы. Одна из них связана с ухудшением психологического здоровья у тысяч пациентов, перенесших COVID-19. Появился даже новый термин «постковидная депрессия». Подробнее об этом мы побеседовали с руководителем центра психологической поддержки семьи города Ташкента, психологом-практиком Инной ОРЛОВОЙ.

    - Почему после перенесенного коронавируса начинается депрессия? Как она проявляется и как ее отличить от плохого настроения и усталости?

    - Точных статистических данных о масштабах постковидного неблагополучия со здоровьем нет. Но множество людей признают, что не смогли полностью восстановиться после перенесенного заболевания и вынуждены обращаться за помощью к специалистам.

    Самые частые симптомы: перепады в самочувствии, обострение хронических заболеваний, обесточенность, апатия и уныние. Никакая мотивация не работает. Реакция на происходящие события и действия окружающих негативная. Плюс проблемы со сном и выпадение волос.

    Больше всего людей удручает затянувшаяся быстрая мышечная утомляемость и когнитивные дисфункции. Проблемы с памятью, концентрацией внимания мешают работе с информацией. А сегодня мы вынуждены пропускать через себя значительные ее потоки. Все это очень снизило общее качество жизни людей. И негативно повлия­­ло на трудовую продуктивность.

    Очевидно, что болезнь провоцирует проявление тех слабых зон здоровья, которые есть у каждого человека, но до поры до времени дремали и не обнаруживали себя.

    Мне откликается гипотеза, что постковидных тревожных расстройств так много из-за гипоксии во время болезни. Уверена, что нужно дать возможность врачам совмещать лечебный и научный аспекты, занимаясь постковидными осложнения­­ми у многочисленных пациентов. И привлекать клинических психологов к исследованиям.

    Самостоятельно людям тяжело восстанавливаться. В норме любая реабилитация должна проходить под наблюдением специалистов. Я тоже прошла через затяжной постковидный период. Больше всего беспокоили мышечные «скользящие» боли в состоянии покоя, а значит, нарушение сна, резкие приступы усталости, даже мысли путались. Быстро забывала все. Падало давление и увеличивалась частота сердечных сокращений - это показывал аппарат. Не ощущала, что сердцебиение было таким частым. После третьего этажа - одышка. А до ковида спокойно поднималась на восьмой.

    Потребовалось достаточно много времени, чтобы восстановиться. Тяжелее всего переживать «откаты». Когда после периода хорошей динамики вдруг резко отбрасывало назад.

    - Кто более подвержен постковидной депрессии?

    - По своим клиентам могу предположить, что больше других подвержены постковидной депрессии люди 35-54 лет. Видимо, это связано с тем, что в этом возрасте люди активно работают, у них много социальных и финансовых обязательств. И тут они напоминают себе человека, который резво бежал и резко остановился. Дальше ты будто двигаешься на ватных ногах, а гравитация планеты увеличилась в несколько раз.

    Потеря обоняния и ухудшение работы вкусовых рецепторов тоже влияют на ситуацию, потому что обесточены важные каналы получения информации из внешнего мира.

    Стоит ли идти к специалисту или депрессия может пройти сама по себе? Депрессия - это медицинский диагноз, и лечится она медикаментозно. Депрессивное состояние само пройти может, но последствия однозначно будут. По­­этому, если симптомы серьезно мешают, надо и медикаментозное лечение подключать, и с психологами работать.

    Любимые в народе призывы кухонных психологов: «Займитесь делом», «Меньше вслушивайтесь в себя!» - самые вредоносные. Людям становится стыдно, они пытаются игнорировать симптомы и жить полной жизнью, а вместо радости бытия получают душевный надлом и физическое истощение.

    Да, ковид бьет по слабым зонам. Он явно неравнодушен не только к дыхательной, сердечно-­сосудистой, но и к нервной системе. Да, он схож по симптоматике с синдромом хронической усталости. Однако к нему еще прибавляются одышка, головные, мышечные боли, температурный дискомфорт и многое другое.

    Людей удручает постоянный туман в голове, боли в животе, хроническая субфебрильная температура 37°-37,3° C, тахикардия и, как следствие всего этого, эмоциональная неустойчивость.

    Неврологи предполагают, что коронавирус вызывает некий аутоимунный ответ в организме. Рецепторы нервной ткани реагируют на вирус, что влечет за собой формирование неврологических расстройств. Пока неясен механизм заболевания, лечение может быть только симптоматическим. То есть работа со следствием, а не с причиной.

    - Приходилось ли вам консультировать и вести пациентов с постковидной депрессией? Можете поделиться историями?

    - Значительному числу людей в этом году было непросто заставить себя украсить елку, загадать желание, принарядиться самим. Многие признаются, что впервые просто поужинали и легли спать до боя курантов. Настолько апатия захватила восприятие и мышление. И это уже тревожный фактор.

    Вот как описывают свое состояние мои клиенты с постковидной депрессией:

    «Изнуряет туман в голове и какая-то вязкость мыслей. Креативность на нуле. А это моя работа. Соображать непросто. Не могу сосредоточиться на рабочих задачах. Часто подскакивает температура. Она субфебрильная, неприятный озноб. Регулярно беспричинное першение в горле, дышать трудно».

    «Либо равнодушие ко всему, либо такая жалость к себе, что просто до слез».

    «Депрессивное расстройство длится уже больше шести месяцев. До ковида не склонна была к сплину и меланхолии. Но сейчас все изменилось. Я просто никак не управляю своим настроением. Его нет. И все чаще мысли: а стоит ли так жить?»

    «Я не могу по ночам спать. Хочу, но как будто сознание не отключается. Чтобы занять себя, читаю. Но ничего не запоминаю. Смотрю фильмы, утром не могу даже название толком вспомнить. Содержание ускользает. Я как чистый лист после работы с информацией. На работе так же. Стала получать много замечаний. Все приходится записывать. Это держит в напряжении. Часто плачу по пустякам».

    «Стал очень раздражительным. Реагирую на все, что раньше никакого беспокойства не вызывало. Громкие звуки из детской, яркий свет или скачки напряжения, недосоленная или пересоленная еда. Все становится поводом для тоски. Хочется уехать на необитаемый остров».

    «Сил хватает, чтобы с оптимизмом строить планы. На их осуществление энергии не остается. Все больше меня прибирает к рукам апатия».

    «Я постоянно тревожусь. Это состояние идет фоново. Вроде все делаю, как надо. И все хорошо. Но тревога не отступает. Очень устала прогонять ее от себя. Злюсь на все подряд. Нагрузки на работе стали непосильными. Хотя до ковида я сама просила дать мне больше заданий».

    «У меня обострились все хронические заболевания. Появились скользящие боли. Накрывают панические атаки по несколько раз в день. Это не жизнь, а мучение».

    И таких историй уже несколько сотен…

    Чаще всего приходится работать с тремя аспектами проблемы постковида - нарушениями сна, тревожностью и депрессивным состоянием. Налицо разбалансировка всей нервной системы. А дальше подключаются «родные» слабые зоны организма человека - сердце, ЖКТ, дыхательная система и так далее.

    Нужна системная работа по изучению постковидной депрессии. Иначе люди так и будут ходить по замкнутому кругу - психолог/психиатр, эндокринолог, кардиолог, невролог и так далее. В конце концов они устают обивать пороги врачебных кабинетов и лабораторий. Начинают заниматься самолечением. Принимают бесконт­рольно антибиотики, успокоительные. Пытаются хоть как-то жить. Страдает качество жизни переболевших, но не выздоровевших.

    Поддержку от родных и участливое внимание врачей получают очень немногие. Близкие постепенно устают от их затянувшейся депрессии, доктора часто открыто называют симулянтами. Так что многие просто отворачиваются от своего состояния и погружаются в еще большее ощущение безысходности. Ведь они не могут никак доказать, что у них постковидный синдром, а не обычная лень. Что они не не хотят, а не могут полноценно функционировать.

    - Как справиться с таким депрессивным состоянием?

    - Первый этап - соматический. Необходимо восстановить работу всех жизненно важных функций организма, тренировать дыхательные функции, подключить ЛФК и диету.

    Да, сначала мы всегда нормализуем физическое состояние. И только потом переходим ко второму этапу - работе с эмоциональной сферой.

    Когда восстанавливается эмоциональный фон, тогда заметно улучшаются когнитивные процессы. Человек выходит из депрессивного состояния. Чтобы ускорить процесс восстановления, надо работать системно - с врачами и психологами.

    * * *

    Безусловно, чтобы не допустить таких проб­лем со здоровьем (и физическим, и психологическим), необходимо защищать себя от коварного коронавируса. Социальная дистанция, ношение медицинских масок и перчаток, гигиена, а главное - вакцинация помогут минимизировать риск заражения. Прежде чем получить прививку, следует проконсультироваться со специалистом. Нужно сдать необходимые анализы (в том числе кровь на наличие антител к коронавирусу, коагулограмму и не только), чтобы исключить противопоказания к вакци­нации.

    Беседовала
    Юлия Сарымсакова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates