Цифровизация ТЭК: дать инструмент принятия точного решения

    Цифровизация 7 апреля 2021 568

    Компания «ИКС Холдинг» работает над Концепцией цифровизации для нефтегазового и электроэнергетического секторов Узбекистана. Цель – иметь специалистам страны точные данные о происходящих в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) процессах, что поможет принятию точных и своевременных решений.

    Подробности – в интервью с Вице-президентом российской многопрофильной ИТ-группой «ИКС Холдинг» Станиславом Киселёвым, взятом в ходе Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ» в Ташкенте.

    - Когда началось сотрудничество вашей компании с Узбекистаном и что изменит цифровизация в развитии электроэнергетики и нефтегазового сектора страны?

    - Сотрудничество с Министерством энергетики Республики Узбекистан началось в октябре 2020 года, когда Минэнерго проявило интерес к опыту группы компаний «ИКС Холдинг» по цифровизации индустрии. У нас есть соответствующий опыт, в связи с чем нам была поручена задача по созданию данной Концепции цифровизации. Конкретная работа начата с декабря 2020 года после подписания долгосрочного партнерского сотруднического договора.

    На данный момент мы завершаем первый этап работ, в ходе которого проведено более 400 интервью, мы осуществили более 200 поездок по всей территории республики в составе 60 человек. В результате подготовлено описание текущего состояния автоматизации и цифровизации 7 государственных компаний системы ТЭК Узбекистана. К концу апреля результаты этой работы будут представлены Министерству энергетики.

    Затем мы приступим ко второму этапу, на котором будет разработана детальная «Дорожная карта» и согласован список тех проектов, которые существенно повлияют на эффективность предприятий, сокращение их операционных затрат, снижение себестоимости, повышение качества такой клиентоориентированности предприятий. Таким образом планируется заложить фундамент для дальнейшего развития двух индустрий.

    - Реализовывать вашу концепцию будут другие компании или собственными силами?

    - Группа «Икс-холдинг» обладает достаточной компетенцией и количественным набором профильных специалистов для реализации всего проекта собственными силами. Мы точечно привлекаем индустриальных экспертов, так как это нам необходимо. В основном это касается международного опыта, мы сотрудничаем с рядом крупных зарубежных компаний, которые помогают нам посмотреть, что есть в мире, и найти наилучшее решение, которое может быть применено для компаний Узбекистана. В целом, полностью весь проект мы будем реализовывать собственной командой.

    - Что изменится в ближнесрочной перспективе после принятия данной Концепции?

    - Появится четкая карта действий, график реализации проектов и оцифрованные цели, которые будут достигаться в рамках этих проектов. Таким образом, средства, потраченные на данные проекты, будут окупаться, давать экономический эффект и предприятия почувствуют непосредственный эффект в виде сокращения затрат и повышения доходности компаний, в которые придут новые технологии.

    - На бытовом уровне под цифровизацией в том же в нефтегазовом секторе очень часто имеют в виду уменьшение влияния человеческого фактора на тех же АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция), где остро стоит вопрос учёта и баланса поступающего и отпущенного потребителям газа. Решаются ли при цифровизации такие проблемные вопросы?

    - Да, безусловно, мы как раз-таки работая с нефтегазовым сектором, увидели эту задачу. На данный момент мы предлагаем рассмотреть решения, которые позволят контролировать на входе и на выходе объем поступившего газа и проданного газа, в том числе это касается транспортировки, продажи и реализации сжиженного газа в баллонах населению, поскольку есть такая задача. Уже проделана довольно большая работа со стороны того же АО «Худудгазтаминот» касательно комплектации газовых баллонов метками и оснащение системой GPS тех машин, которые развозят эти баллоны. Далее необходимо увязать все эти датчики в единую систему мониторинга, для того чтобы можно было комплексно контролировать весь поток поступившего и проданного газа.

    - Пока это несколько звучит как из области фантастики, как Вы думаете насколько это реально осуществимо, учитывая разброс территорий, количество тех же самых бытовых газовых баллонов, которые выпущены, скорее всего, разными производителями и т.д.?

    - Действительно пару лет назад это действительно казалось фантастикой. На сегодняшний момент технологии позволяют реализовать подобного рода проекты менее чем за год. По нашему плану первый пилотный проект будет реализован до конца лета 2021 года и даст возможность оценить предварительные результаты. И в том случае, если эти результаты будут хорошо оценены и приняты, начнется тиражирование этой системы уже по всей республике.

    - Уменьшение человеческого фактора на тех же АГНКС, что это даст конечному потребителю? Повлияет ли это как-то на их положительный имидж для потребителя?

    - На мой взгляд, как раз-таки автоматизация заправочных станций позволит, во-первых, предоставлять конечному потребителю больше сервисов, таким образом, чтобы он мог получить не только топливо, но и, допустим, другой ряд услуг, который уже во всем мире продают топливно-заправочные комплексы. Например, сервисы по ремонту оборудования, в частности, газового, сменного, связанного с бытовыми баллонами. То есть, по сути нужно создавать систему для работы с потребителем услуг, которая будет, в том числе, повышать лояльность конечного потребителя. Заказчик, когда он будет видеть, что он может в одном месте приобрести ряд услуг, что он получает эту услугу качественно и своевременно, естественно повысится уровень доверия конечного потребителя к организации, которая отпускает ему соответственный газ или топливо.

    - Насколько цифровизация топливно-энергетического комплекса обеспечит или усилит прозрачность данной огромной структуры, по сути, являющейся основой экономики?

    - На мой взгляд, это существенно повысит прозрачность, поскольку идея цифровизации реализуется и в том, что будут оборудоваться конечные места, где происходят те или иные бизнес-процессы, датчиками, видеокамерами. Это все замещает человеческий фактор, и позволяет свести все данные и точную картину происходящего в единый институционный центр как на уровне министерства, так на уровне конкретного предприятия. Это необходимо для того, чтобы менеджмент, руководство компании могли в режиме реального времени наблюдать за происходящей картинкой, принимать своевременные решения. Таким образом, прозрачность того, что происходит на местах, повышается. Естественно принятие решений остается за человеком, в этом цифровизация не подменяет человека, она даёт ответственным лицам инструмент принятия решений, которые базируются на достоверной информации. Сейчас это самое важное - получить качественную достоверную информацию вовремя и дать возможность руководителю принять оперативное и нужное в данной ситуации решение. Это и есть задача цифровизации.

    Пресс-центр выставки «ИННОПРОМ»