«Озеленение» национальной экономики и внедрение ВИЭ: опыт Узбекистана

    Сегодня Узбекистан принимает активные меры по совершенствованию политики в области энергетической, климатической и экологической безопасности. Повсеместно в республике внедряются возобновляемые источники энергии, а соблюдение экологических требований в производстве и переход экономики на «зеленые рельсы» стали приоритетами государственной политики.

    Переход на «зеленое» развитие обусловлен последствиями экологических проблем, которые остро ощущаются в нашем регионе в последние годы. Об этом Президент Шавкат Мирзиёев говорил на третьем Международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине в октябре текущего года. А по данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), инвестирование в «озеленение» экономики двух процентов мирового ВВП может обеспечить темпы долгосрочного роста в настоящем и будущем, позволит избежать значительных рисков, связанных с изменением климата, ростом дефицита воды и утратой экосистемных услуг.

    В свою очередь Узбекистан ежегодно теряет не менее 4,5 процента ВВП из-за использования углеводородной энергии - нефти, газа и угля. При этом на восстановление или модернизацию действующих генерирующих мощностей требуются огромные средства. Поэтому ставка делается на альтернативную энергетику, способную увеличить производство электроэнергии и покрыть растущий спрос. В результате стремительного роста численности населения и развития всех секторов национальной экономики через пять лет потребление электроэнергии может вырасти в 1,5 раза - до 100 млрд кВт/ч в год.

    Для решения данных проблем сформирована и утверждена нормативно-правовая база. Ключевым программным документом выступает Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов. В ходе ее реализации в стране планируется обеспечить генерацию 25 процентов электроэнергии за счет возобновляемых источников. Предусмотрено введение почти десяти ГВт новых объектов ВИЭ, в том числе пяти ГВт солнечных, трех ГВт ветровых и 1,9 ГВт гидро­электростанций. Внедрение «зеленых» технологий в отрасли экономики положительно влияет и на качество жизни людей. Сделать условия максимально комфортными, обезопасить окружающую среду и сократить число заболеваний, спровоцированных экологическими проблемами, - приоритетная задача руководства Узбекистана. К тому же мировой опыт показал: страны, избравшие путь «зеленого роста», привлекают внимание международных организаций, бизнес-сообщества, инвесторов. А это весомый вклад в устойчивое будущее.

    В целом с 2017-го по 2022 год на территории Узбекистана построено 27 ГЭС. В 2021-м сдана в эксплуатацию фотоэлектрическая станция «НурНавои» (это первый из 19 проектов в сфере ВИЭ, запланированных до 2026 года). В настоящее время в Тамдынском районе Навоийской области идет строительство ветряной электростанции мощностью 500 МВт, а в следующем году в Караузякском районе будет введена в эксплуатацию - мощностью 100 МВт.

    Возобновляемые источники энергии играют существенную роль в сокращении так называемого углеродного следа, снижении выбросов парниковых газов. К слову, широкое внедрение ВИЭ - одно из международных обязательств нашей страны в рамках Парижского соглашения. Обязательства также охватывают широкий спектр действий по «озеленению» экономики, защите сельских сообществ от негативных последствий изменения климата.

    В апреле 2021 года принято постановление Президента «О мерах по развитию возобновляемой и водородной энергетики в Республике Узбекистан». Таким образом, наша страна выбрала в качестве одного из приоритетов своего развития «зеленую» энергетику. К 2030-му планируется построить солнечные и ветровые электростанции на пять и три тысячи мегаватт соответственно. Такой рост доли переменных генерирующих мощностей накладывает определенные требования на энергосистему по подготовке и созданию резервов, в качестве которых могут быть применены водородные технологии. В связи с чем возросла актуальность проведения научно-прикладных исследований.

    В сфере внедрения ВИЭ в республике задействованы квалифицированные специалисты из энергетического сектора, крупных промышленных комплексов и предприятий, а также НИИ и вузов. Действует ряд профильных ННО, занимающихся вопросами возобновляемой энергетики. А подготовка кадров для отрасли осуществляется в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова, Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и других вузах. Соответствующая работа будет проводиться и в Центральноазиатском университете изучения окружающей среды и изменения климата (Green University).

    В области внедрения ВИЭ Узбекистан ориентируется на опыт стран, уже вставших на «зеленые рельсы». Так, при содействии Латвийской ассоциации самоуправлений (LPS) в этом году дан старт проекту «Планирование устойчивой политики для смягчения последствий изменения климата и адаптации в Узбекистане».

    Узбекистан находится в числе стран, наиболее уязвимых к изменению климата. С 1880 года среднегодовая температура в стране повысилась на 1,6 градуса Цельсия (с 13,2 до 14,8 градуса), что превышает средние темпы роста на планете. По прогнозам ученых, в 2030-2050 годах температура воздуха в регионе может возрасти на 1,5-3 градуса. Наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье, где происходят специфические местные климатические изменения. Принимая во внимание данные прогнозы, по инициативе Республики Узбекистан на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 мая 2021 года принята специальная резолюция «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».

    В рамках инициативы выбрано два пилотных региона - Бухарская и Сурхандарьинская области, где будут осуществляться оценка климатических рисков, мероприятия для смягчения последствий изменения климата и обеспечения социальной и экономической безопасности в обществе с учетом местных условий. Специалисты разрабатывают руководящие принципы комплексного управления изменением климата и снижения риска стихийных бедствий для использования организациями, принимающими решения. Предусмотрено также укрепление потенциала лиц, принимающих решения, органов местной власти, представителей институтов гражданского общества Узбекистана. Важный компонент - повышение осведомленности общества о социально-­экономических последствиях изменения климата и содействие вовлечению граждан в процессы принятия решений.

    Изменение климата и, как следствие, стихийные бедствия представляют определенные риски для обеспечения продовольственной безопасности, повышения благосостояния населения и в целом для развития государства. Резкое изменение температур, сокращение водных ресурсов, участившиеся природные катаклизмы провоцируют снижение производительности сельского хозяйства, что напрямую коснется качества жизни миллионов людей.

    Чтобы обезопасить население республики, треть которого проживает в районах естественных гидрометеорологических бедствий (засуха, сели, оползни, лавины, пыльные бури и так далее), приняты и реализуются долгосрочные стратегии, направленные на обеспечение экологической безопасности. Среди них концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года и развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов.

    В свою очередь поддерживаемый латвийскими партнерами проект нацелен на улучшение планирования устойчивой политики для смягчения последствий изменения климата и адаптации в Узбекистане путем укрепления потенциала местных органов власти, повышения осведомленности общественности о социально-экономических последствиях изменения климата и вовлечения социума в процесс принятия решений.

    В статье 49 Конституции Республики Узбекистан в новой редакции закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Государство же создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду. Основным законом в новой редакции предусматривается также следующее: проекты градостроительных документов подлежат общественному обсуждению в порядке, установленном законом; государство в соответствии с принципом устойчивого развития реализует меры по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, сохранению экологического равновесия, принимает меры по охране и восстановлению экологической системы, социальному и экономическому развитию региона Приаралья.

    Отталкиваясь от данных норм Конституции, в Узбекистане проводится масштабная работа по формированию экологической культуры населения. Это направление требует особого внимания, так как именно люди являются главными виновниками экологического кризиса. Решением должны стать широкая пропаганда экоинициатив в образовательных учреждениях, привлечение граждан к посадке деревьев и благоустройству территорий жилых домов, а также ужесточение наказания за вредное воздействие на окружающую среду.

    Таким образом, усиление законодательных мер ответственности за нарушение экоправ как со стороны государства, так и общества в полной мере отвечает концепции Нового Узбекистана.

    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates