- Илхом Уткурович, в последние годы много говорится о том, что текстильная промышленность становится драйвером роста экономики нового Узбекистана. Какой видится вам эта тенденция?
- Приятно осознавать, что именно наша отрасль за последние годы приобрела решающее значение для роста экономики страны. В этом видим плоды реформ, инициированных Президентом Узбекистана.
Текстильные предприятия (около 8000) сегодня активно задействованы в развитии предпринимательства, соответственно их открытие способствует занятости населения (более 501 тысячи новых рабочих мест). Особенно важно, что это трудоустройство женщин и молодежи (более 60 процентов работающих), создание профильных производств на отдаленных территориях областей (текстиль в каждом районе).
Наши предприятия привлекают иностранные инвестиции (3,2 млрд долларов). Они в лидерах по экспорту продукции (3,05 млрд долларов), а это означает приток в Узбекистан валютных средств.
И наконец, текстильщики участвуют в развитии сельского хозяйства через хлопковые и текстильные кластеры, которые стали покупать комбайны, обновлять другую сельхозтехнику. В результате повысилась урожайность хлопка. А внедрение технологий сбережения воды позволило снизить себестоимость текстильной продукции.
За прошедшие годы в Узбекистане созданы мощности для стопроцентной переработки более трех миллионов тонн хлопка, выращенного внутри страны. Мы уже начали закупку хлопкового волокна из соседних стран.
При изготовлении новых видов товаров текстильные предприятия делают акцент на выпуске готовой продукции и увеличении ее доли в экспорте. В настоящее время расширяем производство смесовой пряжи и тканей.
- Интересная тенденция. Значит, растущая открытость экономики в последние годы приводит к развитию не только Узбекистана, но и соседних государств Центральной Азии? Приведите, пожалуйста, примеры наших инвестиций, кроме закупки хлопка-сырца у соседей.
- Мы открываем текстильные предприятия за пределами страны, инвестируем в текстильную промышленность соседних государств.
Так, ООО «Nil-Granit» и «Astera Textile» расширили свою деятельность в Кыргызстане и Казахстане.
При этом аналогичная работа ведется в Таджикистане, Туркменистане. У нас есть технологии и видение перспектив рынков сбыта, у соседних государств - избыток трудовых ресурсов, как и в Узбекистане. В первую очередь стараемся создавать рабочие места у себя, но помогаем и соседям.
- В вопросе продвижения нашей текстильной продукции на внешние рынки 2021 год можно назвать прорывным. Евросоюз приоткрыл окно возможностей на рынки для текстиля Узбекистана…
- В начале прошлого года Европейская комиссия ввела систему GSP+ для стимулирования экспорта в ЕС. В 2021-м в Европу было экспортировано продукции более чем на 100 млн долларов.
За прошлый год ассоциация провела эффективную работу по приведению производства текстильных изделий в полное соответствие с требованиями европейских стандартов. Семинары и тренинги по выходу на европейский рынок и внедрению международных стандартов были организованы в каждом регионе.
В результате на сегодня Узбекистан - один из ведущих производителей органического хлопка. Более девяти видов международных стандартов внедрены на 55 предприятиях. А Posco International стала первой текстильной компанией в стране, получившей стандарты GRS (Global Recycled Standard) и RCS (Recycled Claim Standard).
В целях увеличения экспорта узбекских текстильных изделий на европейский рынок и ознакомления с промышленным потенциалом впервые при содействии Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан свыше 40 отечественных компаний приняли участие во встречах в формате В2В, В2С, B2G во Франции, Италии, Испании и Польше, а также в форумах и выставках. В результате подписаны новые контракты. При этом впервые расходы на участие текстильных предприятий в выставках полностью покрыты государством.
- Вы упомянули о том, что сегодня текстильное производство в республике стремится следовать международным требованиям европейских стандартов качества. Это предполагает и установку нового современного оборудования, и соответственно, необходимые знания по его эксплуатации. А значит, нужны квалифицированные кадры. Как ведется их подготовка?
- Налажено сотрудничество Ташкентского института текстильной и легкой промышленности (ТИТЛП) и Российского государственного университета имени А. Косыгина. Сегодня совместно ведется обучение студентов по ряду направлений.
В сотрудничестве с узбекско-российским совместным факультетом текстильных и полиграфических технологий открыты совместные факультеты Парижской международной академии моды и дизайна, а также Ивановского государственного политехнического университета и Костромского государственного университета.
При этом работаем и с китайским университетом Donghua, факультетом текстиля и печати Университета Joongbu (Южная Корея), наши студенты обучаются и в Стамбульском техническом университете, Университете прикладных наук Нижнего Рейна (Hochschule Niederrhein) и Дортмундском техническом университете (Германия), Уханьском текстильном университете (Китай).
- Каковы основные экономические показатели текстильной отрасли за 2021 год?
- К концу прошлого года текстильные предприятия переработали в общей сложности 1 млн 5 тысяч тонн хлопкового волокна. Объем промышленного производства составил 31,8 трлн сумов (темп роста - 140,7 процента), в том числе 19 видов товаров народного потребления на 8 трлн сумов (133 процента).
В частности, по объемам производства пряжи - 747 тысяч тонн (рост - 118,6 процента), трикотажного полотна - 175 тысяч тонн (146,3), чулочно-носочных изделий - 293,1 млн пар (114), швейных изделий - 571 млрд сумов (143,4). В рамках программы локализации произведено готовой продукции и комплектующих на 566,8 млрд сумов по 36 проектам.
К концу 2021 года 1250 предприятий экспортировали продукцию примерно в 70 стран на общую сумму 3035,3 млн долларов (рост - 162,4 процента). По итогам доля пряжи в общем объеме экспорта составила 55,4 процента, а готовой продукции с добавленной стоимостью и высокой добавленной стоимостью - 44,6, темпы роста по сравнению с 2020-м - 141 процент.
- На каких направлениях намерена сосредоточиться ассоциация в 2022 году? И чем это обосновано?
- В этом году предполагаются подготовка квалифицированных кадров и создание новых текстильных вузов; расширение участия профильных предприятий Узбекистана в международных выставках и продвижение отечественной продукции; ускорение экспорта на европейский и американский рынки. При этом продолжится работа по активному привлечению иностранных инвесторов.
Вы можете спросить, почему именно рынки США и Европы? В Соединенных Штатах Америки потребление текстильных изделий превышает 27 млрд долларов в год, так как население страны составляет более 332 млн человек.
Наш экспорт в Европейский союз до конца 2021 года составил 135 752,1 тысячи долларов. Это очень скромный показатель, поскольку в Евросоюзе потребление текстильной продукции превышает 250 млрд долларов. В основном импортируются трикотажные изделия. Румыния, Венгрия, Хорватия и Польша становятся европейскими импортерами текстиля. Сотрудничество с данными странами будет расширяться: в этом году планируется увеличить экспорт в несколько раз.
- Какими преференциями намерены заинтересовать иностранных инвесторов?
- В первую очередь налоговыми и таможенными льготами. Так, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июня 2021 года, при ввозе технологического оборудования (аналоги которого не производятся в республике) на территорию Узбекистана таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость не взимаются. В результате текстильные предприятия будут освобождены от таможенных пошлин и налогов на 380,6 млрд сумов ежегодно.
Постановлением Президента Узбекистана «О мерах по дальнейшему расширению производства конкурентоспособной продукции» от 20 октября 2021-го определенные виды сырья и полуфабрикатов облагаются таможенной пошлиной по нулевой ставке до 1 января 2024 года. В итоге предприятия могут экономить на таможенных и налоговых платежах в размере 19,5 млрд сумов в год.
Кроме того, согласно постановлению главы государства «О мерах по дальнейшему развитию легкой промышленности и стимулированию производства готовой продукции» от 16 сентября 2019 года, предприятия, имеющие долю экспорта готовой швейно-трикотажной продукции в общем объеме выручки в размере не менее 60 процентов по итогам отчетного периода, освобождаются от уплаты налога на имущество сроком до 1 января 2023 года. В результате предприятия освобождаются от выплаты налогов на 6,2 млрд сумов.
Налоговая база предприятий текстильно-швейной, кожевенно-обувной и меховой промышленности будет сокращена в течение семи лет в равных долях в результате строительства современных очистных и канализационных сооружений на сумму, равную их стоимости.
Налоговые льготы до семи лет будут присвоены предприятиям с прямыми инвестициями в размере от 300 тысяч до 10 млн долларов в производство готовой пряжи, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажа, готовой одежды, трикотажных и чулочно-носочных изделий и текстильной галантереи.
Беседовал
Аблай Камалов.
«Правда Востока».