Стоит отметить, что основная часть действующих атомных мощностей страны введена в эксплуатацию в 80-х годах прошлого столетия. Осознавая необходимость вывода из эксплуатации большинства действующих реакторов, в середине прошлого десятилетия французское правительство провозгласило отход от прежней модели атомной энергетики в пользу альтернативных источников энергии. Данная инициатива включена в масштабную правительственную программу экологизации экономики и нашла отражение в принятом в 2015 году законе о трансформации энергетики для «зеленого» роста.
Указанным документом установлены следующие целевые показатели:
- снижение к 2030 году выбросов парниковых газов на 40 процентов от уровня 1990-го;
- сокращение использования ископаемых видов топлива к 2030 году на 30 процентов от уровня 2012-го;
- увеличение доли возобновляемой энергии к 2030 году до уровня 32 процентов от общего ее потребления и до 40 процентов - в выработке электроэнергии;
- сокращение энергопотребления к 2050 году на 50 процентов от уровня 2012-го;
- снижение объема захоронения мусора к 2025 году на 50 процентов от уровня 2012-го;
- диверсификация пула генерирующих мощностей и сокращение к 2025 году доли атомной энергетики до 50 процентов.
Добиться поставленных целей французское правительство планировало за счет приостановки строительства новых и поэтапного вывода из эксплуатации действующих атомных реакторов, а также широкомасштабного развития солнечной и ветровой энергетики.
Как результат, в 2018 году по выработке энергии ветра Франция заняла 4-е место в Европе, уступив Германии, Великобритании и Испании. В настоящее время установленная мощность ветровых электростанций Франции составляет 18,5 ГВт.
Аналогичную позицию среди стран Европы Франция заняла в 2019-м, но уже по объемам выработки солнечной генерации - 8,6 процента от общего европейского уровня. В 2021 году ввела в эксплуатацию 2687 МВт новых солнечных мощностей, что является абсолютным рекордом. Для сравнения: в 2020-м было установлено 877 МВт.
Стоит отметить, что в целях обеспечения энергетической безопасности страны в текущих условиях геополитической турбулентности и глобального энергетического кризиса правительство Франции принимает меры по адаптации стратегии развития отрасли к текущим условиям.
В феврале этого года Президент Эммануэль Макрон, выступая с речью по вопросам промышленной и энергетической политики в Бельфоре, заявил, что в дальнейшем развитии энергетики Франция будет опираться на два столпа: с одной стороны, на солнечную и ветровую энергетику, а с другой - на атомную. Это будет самой эффективной стратегией в плане снижения выбросов и затрат.
Задача, обозначенная Президентом, - удвоить выработку возобновляемых источников к 2030-му. Приоритет будет отдан солнечной энергетике, проекты которой дешевле, просты в реализации и хорошо вписываются в ландшафт. К 2050 году ее мощности должны вырасти почти в десять раз и превысить 100 ГВт. При этом отмечается, что все технологии, необходимые для развертывания солнечной энергетики, будут производиться во Франции. Более того, до 2050-го Франция намерена построить порядка 50 морских ветровых электростанций общей мощностью 40 ГВт. И здесь также страна занимается созданием внутреннего производства.
Касаясь атомной энергетики, Э. Макрон подчеркнул необходимость возрождения национальной атомной промышленности. Президент сообщил, что хочет продлить срок службы старых атомных электростанций с 40 и более до 50 и более лет. Кроме того, будет начата программа по строительству новых атомных реакторов. Принято решение о возведении шести. Рассматриваются возможности строительства еще восьми. А в ближайшей перспективе власти намерены выделить 1,5 млрд евро на создание инновационных малых модульных реакторов и с замкнутым топливным циклом. На инновации в области возобновляемых источников энергии - млрд евро и еще несколько сотен миллионов - на водородные технологии.
Изучая французскую энергетическую политику, хотелось бы отметить близость подходов Узбекистана и Франции по дальнейшему развитию данной отрасли, что может послужить толчком для укрепления сотрудничества между странами в этом направлении.
В Узбекистане реализована Программа мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017-2021 годы. В процессе реализации также Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов. Стоит амбициозная задача по дальнейшему развитию возобновляемых источников энергии с доведением их доли с десяти процентов в 2018-м до более 25 процентов - к 2030 году от общего объема генерации электрической энергии.
В качестве примера практической реализации указанных стратегических целей по развитию чистой энергетики можно отметить запуск в 2020-м первой в стране солнечной электростанции мощностью 100 мегаватт в Навоийской области. Станция производит 252 млн КВт/ч электроэнергии в год и позволяет сократить выбросы парниковых газов на 160 тысяч тонн, а также сэкономить 80 млн кубометров природного газа.
Весьма примечательно, что вторая по счету солнечная электростанция Узбекистана запущена в мае текущего года совместно с французской компанией Total Eren. Электростанция будет вырабатывать 260 млн КВт/ч электроэнергии в год и обеспечивать ею более 80 тысяч домохозяйств. Кроме того, ввод станции позволит сэкономить 78 млн кубометров природного газа в год и предотвратит выброс в атмосферу 100 тысяч тонн вредных веществ.
В процессе строительства ряд аналогичных фотоэлектрических станций общей заявленной мощностью 1,2 тысячи МВт. В течение десяти лет планируется возвести солнечные электростанции общей мощностью 5000 МВт.
В период, когда в солнечная энергетика в Узбекистане только набирает обороты, накопленный опыт и научные знания французских специалистов могли бы внести существенный вклад и способствовать переходу страны на возобновляемую чистую энергию. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на перспективность установления взаимовыгодного сотрудничества между странами в данном направлении. Тем более что первые шаги уже сделаны.
Так, в мае 2021 года между Министерством энергетики Республики Узбекистан и французской компанией Assystem Еngineering and Оperation Services подписан меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает сотрудничество сторон по таким направлениям, как управление проектами, инженерное проектирование и консультирование по возобновляемым источникам энергии, включая солнечную, ветровую и водородную, а также поддержка развития систем хранения энергии.
Аналогичная ситуация в атомной отрасли. Узбекистан делает первые шаги в этом направлении, тогда как Франция признанно считается одним из мировых лидеров в сфере. Имея огромный научно-технический потенциал, эта страна могла бы содействовать развитию атомной науки в Узбекистане и подготовке будущих кадров - атомщиков. В свою очередь у Франции вызывает интерес богатая сырьевая база Узбекистана. Только по запасам урана наша страна занимает 10-е место в мире, а по его добыче - 5-е. Также в соответствии с постановлением Президента «О мерах по увеличению объемов добычи, переработки урана и трансформации Государственного предприятия «Навоийуран» в 2022-2030 годах» от 14 июля текущего года страна намерена нарастить добычу урана с 3,5 тысячи тонн (по итогам 2021-го) до 4,2 тысячи в 2025 году и 7,1 тысячи тонн в 2030-м.
21 ноября в Париже Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в рамках официального визита во Францию принял генерального директора Французского агентства развития (ФАР) Реми Риу. Стороны условились подготовить «дорожную карту» по выполнению всех достигнутых в ходе переговоров договоренностей. А в завершение встречи между правительством Республики Узбекистан и ФАР подписана новая Программа стратегического сотрудничества до 2025 года на сумму свыше миллиарда евро. В частности, документ предусматривает конкретные совместные проекты в области энергетики и «зеленой» экономики.
Резюмируя вышеизложенное, можно без преувеличения отметить, что энергетическая сфера является одним из перспективных направлений двустороннего сотрудничества между Узбекистаном и Францией. Первые шаги в данном направлении уже сделаны, а дальнейшее наполнение партнерства новыми совместными проектами будет позитивно сказываться на экономиках государств и, главное, на благополучии и процветании народов Узбекистана и Франции.
Более того, сотрудничество в сфере «зеленой» энергетики внесет существенный вклад в достижение целей декарбонизации и поставленных перед государствами целей по сокращению воздействия на изменение климата в глобальном масштабе.
Сергей Малков.
Начальник отдела МИЦА.
Жасур Кадиров.
Ведущий научный сотрудник МИЦА.