Юридическое образование: международный опыт

    Образование 26 августа 2024 409

    В нашей стране в последние годы проводятся широкомасштабные реформы.

    Эти реформы направлены на реализацию прав и интересов человека. Процесс постмодернизации и глобализации оказывает влияние на все сферы жизни, включая образование.

    Одной из наиболее востребованных профессий современного Узбекистана является юрист, поскольку роль и значение юриспруденции в обществе неуклонно возрастает. Именно на юристов во всем мире возложена защита жизни, чести и достоинства граждан, от них, в значительной степени, зависит и эффективная работа всех звеньев государственного и хозяйственного механизма. Чтобы страна развивалась и была настоящим правовым государством, требуется наличие юридических кадров, обладающих профессионализмом высоко уровня, что, прежде всего, зависит от уровня подготовки специалистов и качества юридического образования.

    Сегодня нет в мире страны, которая не хотела бы обеспечить общественную и государственную деятельность хорошо подготовленными кадрами, в первую очередь, обладающими необходимыми знаниями в правовой сфере. Профессиональные юридические знания необходимы как специалисту, осуществляющему свою профессиональную деятельность в правовом поле, так и руководителю, предпринимателю самого широкого профиля, так как все виды деятельности в правовом государстве реализуются в правовой форме.

    В нынешние дни выпускник по квалификации «юрист» должен обладать такими качествами как гражданская зрелость, профессиональная этика, правовая и психологическая культура, уважение к закону, бережное отношение к социальным ценностям правового государства, честь и достоинство гражданина, высокое нравственное сознание, гуманность, чувство долга, твердость моральных убеждений, принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувство нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

    Современная система подготовки требует обновления содержания и повышения качества образования с учетом требований времени на базе новых педагогических и информационных технологий. Для реализации данных требований в настоящее время на юридические вузы возлагаются определенные обязательства в плане совершенствования организационного и методического обеспечения процесса общеправовой подготовки студентов, внедрения инновационных технологий в непрерывном правовом самообразовании и развитии творческого мышления, а именно технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов. Наиболее подходящей формой реализации данной технологии, применяемой в нашей практике, выступают конференции, олимпиады, форумы, семинары, практические занятия, на которых освещаются актуальные для студентов социально-правовые вопросы.

    В формировании профессионального юриста в процессе юридического образования обратим внимание на его двоякую роль по отношению к правовой культуре общества. Юридическое образование – это прежде всего процесс передачи студентам научных правовых знаний. Они не просто транслируются в процессе обучения, а аккумулируются, перерабатываются исходя из задач образовательного процесса, организуются в формы, необходимые для усвоения обучающимся мышлением. Таким же образом в процессе обучения происходит передача навыков и опыта профессиональной юридической деятельности, накопленных в процессе ее функционирования.

    Юридическое образование - процесс и результат познания государственно-правовых явлений и овладения основами юридической профессии. Это система фундаментальных и специальных знаний конкретного индивидуума, обусловленная общественными потребностями и одновременно это система юридических знаний, накопленных за время развития человеческой цивилизации, обладающая признаками саморазвития.

    Юридическое образование, по нашему мнению, должно быть единым, цельным и в то же время многообразным, соответствовать потребностям и структуре общественной системы вообще и конкретному историческому пространственно-временному измерению в частности. Должно быть достигнуто соответствие между демографической структурой общества, его потребностями и структурой и конечными показателями юридического образования.

    Далее, это образование относительно сложное и специфическое. Оно предполагает усвоение большого объема социально-правовой информации, методик ее поиска, правил и приемов формальной логики, приобретение первичных навыков правовой аналитики, развития умения сосредотачиваться на деталях, нюансах юридических формулировок и фактических жизненных обстоятельств.

    Неслучайно, юридическое образование возникло и до настоящего времени осуществляется по преимуществу в форме многолетней высшей профессиональной подготовки в университетах. В некоторых странах срок подготовки юристов до сих пор превышает средний срок получения высшего образования.

    Уже первые университеты, появившиеся в средневековой Европе как корпорации студентов и преподавателей (в Болонье, Париже, Оксфорд и др. городах), состояли из нескольких факультетов, в том числе, почти обязательно, включали в себя факультет права. Самый первый по времени возникновения университет (Болонский) вообще возник первоначально как юридический. Уже тогда обучение носило теоретический характер. Во многом это было изучение сохранившейся информации о римском праве, ее заучивание и аналитика. Этому способствовало открытие в XI в. огромного сборника юридических материалов, составленного в Константинополе при императоре Юстиниане около 534 г. Данные материалы включали четыре части: Кодекс решений римских императоров, Новеллы, содержащих другие законы; Институции — краткий учебник для начинающих студентов-юристов и Дигесты — отрывки из сочинений римских юристов по широкому кругу вопросов. Типичными приемами преподавания являлись чтение Дигест, сверка текстов и их комментарий на лекциях. Если Вы сравните эту практику с современным высшим юридическим образованием, то найдете много общего.

    Поскольку значительная часть выпускников юридических вузов становятся государственными служащими, юридическое образование во многих странах мира отражает государственную идеологию и в лучшем случае — публичные интересы, а в худшем — узкие интересы государственного аппарата.

    Япония. Подготовка юристов в Японии имеет определенные особенности. Доступ к юридической профессии обусловлен демонстрацией знаний, умений и компетенций на специальном квалификационном экзамене, являющемся государственным испытанием, направленным на проверку наличия у соискателя знаний и способностей к выполнению будущих обязанностей. Сдача экзамена обязательна для получения профессии адвоката, прокурора или судьи.

    Согласно п. 1 ст. 1 Закона о едином квалификационном экзамене для юристов, единым квалификационным экзаменом для юристов является государственный экзамен, который определяет, есть ли у желающих стать судьей, прокурором, адвокатом необходимые юридические знания и способности их применения. В Японии все желающие стать судьей, прокурором, адвокатом обязаны сдать экзамен для юристов, который проводят раз в год. Предмет квалификационного экзамена состоит из публичных законов (конституция и административное право), гражданских законов (гражданское право, коммерческое право, гражданское процессуальное право), криминальных законов (уголовное право, уголовное процессуальное право) и др. Экзаменующиеся могут выбрать один предмет из следующих: банкротство, налоговое право, право интеллектуальной собственности, экономическое право, трудовое право, международное право.

    Лицу, сдавшему квалификационный экзамен, позволяется поступить в Институт юридических исследований и стажировок и пройти там юридическую стажировку в качестве государственного юридического стажера. Институт является государственным институтом Верховного суда; стажировку в нем могут проходить не только государственные юридические стажеры, но и судьи, и судебные служащие (Supreme Court of Japan, n. d.).

    Юридическая стажировка состоит из лекций в институте и практической стажировки в суде, прокуратуре и адвокатских фирмах, которые находятся по всей Японии. В качестве чиновников Верховного суда государственные юридические стажеры несут обязанность соблюдения конфиденциальности, и им официально запрещается совмещать стажировку с иной деятельностью (ст. 2, ст. 3 нормативного правового акта Верховного суда «О юридическом стажере»).

    Преподавателями института выступают квалифицированные и опытные судьи, прокуроры, адвокаты, которые преподают стажерам основы гражданского и уголовного судопроизводства, практики прокуратуры и адвокатуры, гражданского и уголовного права.

    Канада. В Канаде юриспруденция и медицина относятся к категории «профессиональногообразования», что означает повышенные требования к абитуриентам. В частности, для того чтобы поступить на юридический факультет,необходимо в течение трех лет пройти курс в университете и получить степень бакалавра полюбой другой специальности либо успешно прослушать определенное количество часов по программе, ведущей к получению данной степени. Следующим важным условием является успеваемость абитуриента в этом Вузе. Средний бал (Grade Point Average) не должен быть менее 4,3 балла. Третье условие — Law School Admission Test. Это задания, которые призваны протестировать логическое мышление и понимание прочитанного текста абитуриентом. Четвертым условием является знание языка обучения, котороедолжно быть подтверждено высоким результатомTest of English as a Foreign Language.

    В Канаде нет федеральных стандартов преподавания общих для всех юридических школ (их всего 22), поэтому учебное заведение, а они есть в каждой из 10 провинций, свободны в выборе учебных программ. Например, в провинции Квебек находится несколько крупных университетов, имеющих юридические факультеты, где образование ведется на французском языке.

    В двух университетах — Оттавском,расположенном в столице Канады, и McGillUniversity, находящемся в г. Монреале,преподавание осуществляется на двухофициальных языках Канады. Это обусловлено тем, что данные университеты входят вНациональную программу образования и обучение там рассчитано на четыре года, и ориентировано наподготовку кадров для государственной службы.При этом в этих двух юридических школахимеются программы обучения только наанглийском языке.

    В большинстве юридических школ действуют программы, способствующие расширению представительства этнических меньшинств в профессии. Многие школы имеют программы академической поддержки для представителей этнических меньшинств и других групп абитуриентов.

    Канадская модель юридического образования основана на индивидуальном выборе студентовизучаемых дисциплин. Каждый студент во времяучебы должен набрать определенное количество зачетных единиц или «кредитов» для перехода на следующий курс.

    Среди дисциплин, имеющих высокие «зачетные» баллы: уголовное право и судопроизводство, гражданское право и процесс, административное и налоговое право. В каждом юридическом факультете эта базовая программа дополняется факультативными курсами: международное право; экологическое право; коллизионное право и т.д.

    Каждый учебный курс завершается экзаменом. Окончательная оценка представляет собой комбинацию из нескольких баллов: во-первых, за самостоятельные эссе, подготовленные по актуальным темам курса, как правило, их должно быть не менее двух; во-вторых, за тест в середине семестра и в-третьих; собственно, за экзамен, проводящийся также в письменной форме. Каждое эссе составляет — 15 %, тест — 30 %, экзамен — 40 % окончательной оценки. В эссе необходимо продемонстрировать самостоятельный подход к рассмотрению темы, выработать собственную концепцию и аргументировать ее. Использованиешпаргалок на экзаменах строжайше запрещено, и студент, уличенный в этом нарушении, немедленно исключается из университета без права апелляции. Моральный кодекс университетов трактует использование шпаргалок, как “нечестную игру”, позволяющую недобросовестным студентам добиться преимуществ перед своимисокурсниками.

    Большое внимание на юридическихфакультетах канадских университетов уделяется вопросам овладения студентами навыками, необходимыми для практики: составление документов, подготовка юридических заключений, участие в судебных заседаниях и т.п.

    Юридическое образование в Канаде предполагает сочетание теоретического и практического обучения. Примером тому является функционирование юридических клиник и разнообразных профильных практически-ориентированных программ. Основная цель юридического клинического образованиязаключается в приобретении студентами практических навыков в процессе предоставления юридической помощи малоимущим гражданам. Вюридических клиниках студенты под руководством преподавателей и адвокатов применяют на практике полученные в университете знания.

    Франция. Для Франции характерен более щадящий подход к студентам-юристам. Методика преподавания сочетает профессорскую лекцию и обычные семинарские занятия, акцент делается на теоретическую подготовку.

    Структура юрфака логична и предусматривает отделения: 1) частного права и 2) публичного права — политологии. Наиболее престижным звеном в юридической профессии являются судьи, а не частнопрактикующие адвокаты. «У континентальных судей иная психология. Университетская подготовка дает им возможность более широкого подхода к проблемам. Их видение права выходит за рамки конкретных дел, не столь ограничено юридической техникой и “масштабами острова”, как у их английских коллег».

    Будущие нотариусы, адвокаты, судьи и прокуроры проходят единый университетский курс обучения, однако дальше их пути расходятся. Наиболее престижной и желанной является дальнейшая подготовка к судейской карьере в Национальной школе магистратуры г. Бордо. Существует высокий конкурс, так что некоторые абитуриенты делают две-три попытки поступления.

    Аудиторы-слушатели изучают экономические и финансовые правонарушения, посягательства на безопасность государства, обязательственное право, управление экономикой, отношения между органами судебной и административной власти, социально-трудовое законодательство, преступное невыполнение долга, развитие уголовного права, мусульманское право, судебную этику, проблемы молодежи в мире, европейские учреждения и всемирные организации, сравнительное право, коллизии законов.

    Обучение осуществляют 17 штатных преподавателей-тьюторов (прикомандированных на несколько лет следователей и судей), а также более 150 преподавателей-совместителей. Кроме 8-месячной теоретической подготовки предусматривается вводная трехмесячная ознакомительная практика вне рамок французской судебной системы (например, в частных компаниях или правительственных органах, а также зарубежных судах).

    В ходе последующей 14-месячной практики, которая проходит под руководством действующего судьи или прокурора, студенты знакомятся с работой не только судов, но и полиции, адвокатов. Итогом трех описанных этапов становится экзамен, от результатов которого зависит конкретное назначение на государственную службу. Подготовке к этому назначению посвящена четвертая (заключительная) 6-месячная стадия обучения — специальная практика.

    Великобритания. Юридические профессии относятся к разряду самых престижных и высокооплачиваемых в Великобритании. Однако, для того, чтобы практиковать право, как правило, не достаточно одного лишь диплома о высшем образовании.

    Подготовка юристов в Великобритании Юридическое образование в Великобритании делится на систему общего права в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии и на систему Шотландии, имеющей смешанный вид общего права и гражданского права. Требования для становления юристом в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии зависят от того, кем хочет стать студент: солиситором (категория адвокатов в Великобритании, ведущих подготовку судебных материалов для ведения дел барристерами — адвокатами высшего ранга) или барристерами. Юридические школы и вузы Англии предлагают достаточно короткие бакалаврские программы – они длятся только 1-3 года против четырехлетней отечественной программы. Это связано с тем, что плотная профориентация и изучение профильных дисциплин в Британии ведется уже в старших, выпускных классах (этап Sixth Form), соответственно, в университет дети уже поступают с прочным фундаментом базовых знаний и навыков.

    Весомую роль в подготовке юристов играют Управление по регулированию деятельности солиситоров и Коллегия адвокатов (барристеров). Данные организации имеют государственную обязанность по гарантированию наличия практических компетенций у юристов. Ими разработаны Требования по обучению 2014 – Квалификационные правила и регулирование образовательных организаций. Общие положения Требований дополнены Академическим Справочником. Период обучения включает изучение правовых дисциплин в течение, как минимум, 2 из 3-4 лет обучения (не менее 240 кредитов из 360-480 кредитов за весь период обучения). Основой юридического образования является изучение следующих модулей: Гражданское право, Право Европейского Союза, Уголовное право, Обязательства, Право собственности, Закон равенства и доверия.

    Соединенные Штаты Америки. Современное юридическое образование в США представляет собой консолидацию нескольких моделей. К особенностям американского юридического образования можно отнести узкую специализацию, практическую направленность подготовки юристов, а также специфическую форму организации учебного процесса. В настоящее время в США насчитывается 232 аккредитованных учебных заведения, осуществляющих подготовку юристов. Американская ассоциация юристов, уполномоченная Министерством образования США, разрабатывает и утверждает требования, которым должен соответствовать юридический вуз для того, чтобы получить официальный статус. Аккредитация дает не только признание юридических школ, но и влияет на возможность выпускнику осуществлять свою деятельность в определенном штате. Для студентов, обучающихся в аккредитованных вузах, членство в Ассоциации является бесплатным. Остальные студенты могут вступить в Ассоциацию в качестве ассоциированных членов. Для поступления в юридическую школу (колледж) необходимо получить общее высшее образование. Срок обучения составляет 3 года (Доктора права – Juris Doctor). Юридические факультеты строят учебный процесс в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатывает ассоциация Американская ассоциация юристов с учетом требований, предъявляемых к кандидату при поступлении в адвокатуру. Обязательный перечень дисциплин устанавливается только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено только минимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент.

    Наличие жесткой специализации является одной из важнейших особенностей юридического образования в США. Именно поэтому американская система высшего юридического образования основана на углубленном изучении предметов специализации. В случае, если уже практикующий юрист захочет переквалифицироваться, для этого в американских вузах предусмотрены годичные программы обучения – магистр в области права (Magister’s degree in law – LLM). Другой существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Для чтения многих курсов привлекаются практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты.

    Германия. Многие курсы должны содержать практический компонент. Так, например, семинарские занятия обязательны для дисциплин «Экологическое право», «Бытовое насилие», «Права человека», «Некоммерческие организации» (Йельский университет). В Нью Йоркском университете есть целый цикл программ, изучающих китайское право и финансы: «Урегулирование международных коммерческих споров с Китаем», «Введение в законодательство и государственное устройство Китая», «Международный бизнес и инвестиционные сделки с Китаем» и др. Из приведенных примеров видно, что юридическое образование в США стремится выполнить тот социальный заказ, который предъявляет к нему общество и государство.

    Поступление на юридический факультет немецкого ВУЗа не требует сдачу вступительных экзаменов. Единственным требованием является «хороший» балл в аттестате. Высшее юридическое образование в Германии представляет собой сложную двухуровневую систему, в которую входит 9 семестров университетского обучения (Studium), которые завершаются ПГЭ (Первый государственный экзамен) и 4 семестра рефендариата (Referendariat), то есть практики, которые в свою очередь подтверждаются ВПЭ (Вторым государственным экзаменом). В отдельных вузах существует особая программа – «Немецкое право для иностранных юристов» (LL.M./Magister Legum), по окончании которой присваивается магистерская степень. Поступление на данную программу возможно при наличии диплома юридического образования. Юридическое образование разделено на 2 основных этапа: 1. непосредственная учёба в высшем учебном заведении; 2. практика (референдариат). Обычно первый этап занимает от 4,5 до 6 лет, второй — приблизительно 2 года. Таким образом, длительность обучения составляет от 7 до 9-10 лет. Первые 2 года студенты изучают основные виды права (Германское гражданское уложение, обязательственное, уголовное, государственное, конституционное права), а также основные правовые науки (история, социология и философия права). По окончанию каждого семестра, обучащиеся сдают письменные экзамены, в том числе так называемые клаузуры. Стационарное обучение в университете заканчивается ПГЭ (Первым государственным экзаменом). Для допуска к нему, студент должен в течение учебы пройти практику в 3 разных местах. Это один из двух самых сложных этапов получения юридического образования в Германии. Он состоит из 2 частей: основные предметы и специализация. После успешной сдачи ПГЭ студенты продолжают обучение на референдариате. Это не обязательно, так как они уже имеют право работать по специальности.

    В целом юридическое образование выполняет две основные функции: прямую — подготовку профессиональных юристов (их воспроизводство) и косвенную — обучение знаниям, умениям и навыкам, востребованным в различных «гуманитарных» видах деятельности.

    Среди лиц, получающих юридическое образование, всегда оказывались, в том числе, и такие люди, которые не собирались работать по специальности, но получали хорошее гуманитарное образование. Сегодня лица с юридическим образованием работают во многих сферах профессиональной деятельности.

    Топилдиева Д.М.

    старший преподаватель кафедры

    Криминалистики и судебной экспертизы ТГЮУ


    No date selected
    октябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates