Эволюционные процессы в достижении стратегических целей

    Мнение 5 февраля 2022 1099

    Узбекистан прошел большой исторический путь построения нового государства и общества, достиг высоких рубежей благодаря потенциалу многонационального народа страны под руководством Президента Шавката Мирзиёева. Так, каждый из нас в той или иной мере непосредственно ощущает на себе стремительные изменения в политико-правовой и социально-экономической жизни Узбекистана, когда такие фундаментальные демократические понятия и ценности, как права и свободы человека, верховенство закона, свобода слова, свобода религии и свобода совести, общественный контроль, становятся реальностью в жизни общества.

    Осуществляемые сегодня в республике демократические реформы необратимы. Причем важно, что это не статистический процесс. Кардинальные преобразования носят динамичный характер, векторно расширяясь, охватывая новые сферы. А быстро меняющееся время в условиях глобализации ставит перед Узбекистаном еще более масштабные задачи.

    Расширение и углубление преобразований включают в себя все большее количество проблем, которые сопровождают любое движение вперед с объективными просчетами и упущениями. На самом высоком уровне не только признается наличие в жизни нашего государства проб­лем, но и выдвигаются на суд общественности пути их решения, в частности, связанные с безработицей, бедностью, коррупцией, обеспечением населения жильем, образованием, здравоохранением, экологией и не только.

    Поэтому объективной необходимостью, важнейшей стратегической задачей стало выведение Узбекистана на еще более качест­венный уровень развития. И это понимание укореняется в сознании граждан республики, приверженных идее построения Нового Узбекистана, в основе которой надежды на уверенное и благополучное будущее.

    Наше общество находится на историческом этапе своего развития, когда Узбекистан должен стать страной больших возможностей для каждого человека. Такой подход наглядно демонст­рирует: для действующей власти понятие «честь и достоинство человека» имеет конкретные контуры. Это преж­де всего обеспечение мирной и безопасной жизни для каждого гражданина, его основных прав и свобод; создание достойных жилищных условий, современной инфраструктуры, доступа к квалифицированному медицинскому обслуживанию, качественному образованию, социальной защите, здоровой экологической среде.

    Здесь мы видим, что четкость поставленной цели - ключевой фактор, обеспечивающий эффективность действий по реформированию нашей страны. Мы уже сделали важный шаг, реализовав программу Стратегии действий, которая предопределила построение Нового Узбекистана как объективную необходимость, имеющую фундаментальные исторические основы, продиктованную нынешними политико-правовыми, социально-экономическими и культурно-гуманитарными условиями.

    Данная стратегическая цель аккумулирует в себе задачи по обеспечению свободной, благоустроенной и благополучной жизни многонационального народа нашей Родины, развивающейся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающейся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом.

    Сегодня Узбекистан делает эволюционные шаги, направленные на сохранение преемственности и непрерывности реформ на основе принципа «От Стратегии действий - к Стратегии развития». В центре системной концепции Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы - идеи главы государства «Во имя чести и достоинства человека» и «Государство для человека», всецело поддержанные народом на Президентских выборах и разработанные на основе мнений и предложений населения страны.

    В частности, исходя из положений Стратегии разработана и принята Государст­венная программа «Год обес­печения интересов человека и развития махалли», по проекту которой в ходе открытого обсуждения поступило более 17 тысяч предложений от обществен­ности.

    Анализ программы Стратегии развития имеет принципиальное значение для каждого гражданина республики, так как документ определяет, какими будут тенденции развития Узбекистана на ближайшую и среднесрочную перспективу, устанавливает приоритеты.

    Так, Стратегия развития состоит из семи приоритетных направлений и ста целей, что включает: построение народного государства путем обеспечения интересов человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества; превращение принципов справедливости и верховенства закона в основное и необходимое условие развития страны; развитие национальной экономики, обеспечение высоких темпов ее роста; реализацию справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала; обес­печение духовного развития, выведение данной сферы на новый этап; подход к общечеловеческим проблемам исходя из национальных интересов; усиление безопасности и обороноспособности страны, ведение открытой, прагматичной и активной внешней политики.

    В Государственной программе по реализации Стратегии развития в 2022 году запланировано 398 мероприятий, на осуществление которых будет направлено 55 триллионов сумов и 11,7 миллиарда долларов. Как видно, приоритет - человеческому капиталу, социальной политике и экономике, что в совокупности предполагает повышение благосостояния, уровня и качества жизни людей, дальнейшего совершенствования новой системы изучения, выявления и решения социальных проблем исходя не из каких-то абстрактных показателей, а из проблем каждой семьи, женщин и молодежи, нуждающихся в помощи и поддержке.

    В основе данной системы - реализация ряда мер по комплексному и опережающему развитию отраслей экономики, созданию современных рабочих мест и сокращению бедности. В частнос­ти, планируется увеличить промышленное производство в 1,4 раза и сократить бедность не менее чем в два раза. За счет развития науки и инноваций, внед­рения в сельское хозяйство рыночных механизмов можно удвоить доходы фермеров и довести ежегодный рост в сельскохозяйственном секторе минимум до пяти процентов.

    Планируется также привлечь в экономику 120 миллиардов долларов, в том числе 70 миллиардов иностранных инвестиций в течение следующих пяти лет, увеличить годовой экспорт до 30 миллиардов.

    Достижение масштабных целей имеет четкую ориентированность на то, чтобы каждый гражданин почувствовал на себе в повседневной жизни практическое выполнение государственных программ, в том числе в сфере экологии. И здесь Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы содержит целый ряд направлений.

    В первую очередь речь идет о дальнейшем обеспечении продовольственной безопасности и повышении уровня жизни сельского населения. Так, в Стратегии развития поставлена цель увеличить доходы дехкан и фермеров как минимум в два раза с обеспечением ежегодного роста объемов сельского хозяйства не менее чем на пять процентов за счет интенсивного развития отрасли и применения передовых научных исследований. Улучшить данные показатели возможно путем совершенствования системы оказания агроуслуг, основанных на достижениях науки и инновациях, а также обеспечения агропромышленных предприятий сырьем и увеличения объемов производства в 1,5 раза. Такого рода реформы, помимо крупных структур, будут касаться и микроуровня в плане создания условий для эффективного использования населением своих приусадебных участков.

    Перед страной стоят задачи по развитию агрологистических центров и увеличению количества современных лабораторий, реализации национальной программы по семеноводству и выращиванию саженцев, созданию совместно с ведущими международными научными центрами и высшими образовательными учреждениями Международного сельскохозяйственного университета, а также по углублению интеграции науки и практики в аграрной отрасли.

    Не секрет, что Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, в последние годы испытывает заметный дефицит водных ресурсов. В связи с этим поставлена цель кардинально реформировать систему управления водными ресурсами и экономии воды: как минимум экономия не менее семи миллиардов кубомет­ров за счет эффективного использования водных ресурсов. Большое значение в предстоящие годы будет уделено уменьшению потреб­ления электроэнергии на водохозяйственных объектах, а также внедрению системы управления на основе государственно-­частного партнерства.

    Следующий актуальный аспект Стратегии развития заключается в том, что содержит комплексные меры, направленные на «зеленую» тематику и поощрение инновационных «зеленых» инвестиций через партнерские отношения между государственным и частным секторами. Это обусловлено наличием взаимосвязанных проблем и потребностей при обеспечении эффективной, ресурсосберегающей и экологически безопасной экономики в условиях изменения климата. Ускоренная индустриализация и рост численности населения в Узбекистане существенно увеличивают потребность в ресурсах, а также усиливают негативное антропогенное воздействие на окружающую среду и рост выбросов парниковых газов.

    Исходя из этого Стратегия нацелена на бесперебойное обеспечение электро­энергией, активное внедрение технологий «зеленой» экономики во все сферы, в том числе на увеличение энергоэффективности на 20 процентов. Таким образом, будет сэкономлено до трех миллиардов кубометров природного газа за счет доведения доли возобновляемых источников энергии к 2026 году до 25 процентов.

    Предстоит осуществить меры по широкому внедрению ВИЭ и повышению энергоэффективности в жилищно-­коммунальном хозяйстве, на объектах социальной сферы и не только. Эти и другие меры позволят сократить объемы выброса вредных газов в атмосферу на единицу ВВП отраслями экономики на 10 процентов.

    Через призму интересов человека рассматриваются вопросы предотвращения экологических проблем, наносящих вред здоровью и генофонду населения. В связи с этим экологам республики предстоит активизировать работу по внедрению системы взятия в автоматическом режиме образцов с загрязняющих источников объектов с высоким уровнем опасности воздействия на окружающую среду (I категория); совершенствованию механизмов оценки уровня загрязненности окружающей среды; наблюдению за окружающей средой, прогнозированию уровня ее загрязненности; постоянному обеспечению информацией государственного экологического контроля; осуществлению мониторинга за состоянием загрязняющих источников и их воздействием на окружающую среду.

    Большие задачи стоят в сфере проведения государственной экологической экспертизы на предмет определения соответствия хозяйственной и другой деятельности, осуществляемой на территории Узбекистана, экологическим требованиям. Такого рода деятельность предстоит активизировать и на международном уровне в части выдвижения инициатив в области окружающей среды, включая разработку Всемирной хартии природы.

    В Стратегии развития особо выделены решение проблем защиты экологии и окружающей среды, улучшение экологического состояния городов и районов, реализация общенационального проекта «Яшил макон».

    Как сенатор отмечу, что именно по данной тематике в парламент поступает много обращений со стороны граждан. Поэтому безусловным является не просто реализация инициативы по посадке, а контроль за ростом не менее 200 миллионов саженцев деревьев ежегодно в рамках общенационального проекта «Яшил макон». Более того, в рамках указанного проекта отлаживается система аэробиологического мониторинга в 10 регионах республики.

    В ближайшей перспективе на высохшем дне Аральского моря будет создано дополнительно 500 тысяч гектаров для посадки зеленых насаждений, доведение их общей площади к концу 2026 года до 2,5 миллиона гектаров (78 процентов). На сегодня территория такого рода посевов уже составляет 1,7 миллиона га. Это касается и реализации в Приаралье проектов на основе программ международного Фонда зеленого климата и Глобального экологического фонда, направленных на защиту биоразнообразия, предупреждение изменений климата и эрозии почвы стоимостью 300 миллионов долларов. Все это будет проходить на фоне дальнейшего усиления социальной поддержки граждан, проживающих в регионе Приаралья.

    Как показывают результаты депутатского контроля, в Приаралье стремятся интегрировать экологию и науку. Так, в 2022 году планируется создать международную лабораторию экофизиологических исследований на базе Каракалпакского отделения Академии наук. Предполагается внедрить биоагротехнологии в сельском хозяйстве для повышения эффективности посадки пустынных растений в условиях Приаралья, в частности, применить нелетучий гидрогель нового поколения, сохраняющий влагу.

    По инициативе Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам развития региона Приаралья совместно с Агентством по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан в городе Нукусе безвозмездно установлено оборудование получения сжатого водорода путем элект­ролиза для заправки дронов по осуществ­лению аэромониторинга и ведению кадастра ресурсов. При этом следует отметить, что эффективность работы беспилотных летательных аппаратов при использовании сжатого водорода в качестве топлива увеличивается в четыре раза.

    Положительно на жизни населения отразится организация в городах и районных центрах общественных парков на каждые 50-100 тысяч человек. Более того, в Стратегии развития определено превратить Ташкент в комфортную для населения, экологически чистую зону, имеющую все условия для проживания, довести уровень его озеленения до 30 процентов.

    На окружающей среде позитивно скажутся стопроцентный сбор бытовых отходов, их переработка от 21 процента в текущем году до 50 - в 2026-м. Будут завершены работы по определению санитарно-охранных зон и прибрежных территорий 51 наземного естественного водного объекта (реки, малые реки и природные озера) по республике.

    В Стратегии развития поставлена цель расширить лесные площади в регионах республики и эффективно использовать земли лесного фонда. Так, расширение предполагается, например, за счет создания горных и предгорных участков плантаций лесного фонда, разведения растений в пустынных районах, формирования защитных лесов в регионах.

    На наш взгляд, крайне актуальным является создание лесонасаждений для защиты орошаемых земель от эрозии и объектов мелиорации от миграции песка. Большой объем работ заключается в урегулировании использования лесов на землях государственного лесного фонда в плане его расширения.

    Здесь мы видим отдельный вектор законопроектной работы для сенаторов и депутатов в плане кардинального пересмотра механизма охраны и защиты лесов.

    Для экологов Узбекистана созданы необходимые условия, чтобы принять активное участие в процессах реализации Стратегии развития Нового Узбеки­стана. Особый вклад в общее дело внесет и Комитет Сената Олий Мажлиса Респуб­лики Узбекистан по вопросам развития региона Приаралья путем эффективного задействования законных полномочий в сфере парламентского контроля и законопроектной работы.

    Борий Алиханов.
    Председатель Комитета Сената
    Олий Мажлиса по вопросам развития региона Приаралья.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates