Почему столичные пробки уходят под землю?

    В Агентстве информации и массовых коммуникаций (АИМК) при Администрации Президента РУз оперативно откликнулись на злободневную тему, организовав пресс-конференцию с представителями Министерства транспорта Республики Узбекистан и Ташкентского метрополитена.

    В качестве спикеров выступали заместитель начальника управления Министерства транспорта Бахром Мирюнусов, главный инженер ГУП «Ташкентский метрополитен» Абдутохир Абдукадиров, заместитель главного инженера Ташкентского метрополитена Исмоил Нигманов и начальник службы движения метро Рустам Шафиков.

    Как отметил А. Абдукадиров, в целях доведения до аудитории достоверной информации о последних событиях, происходящих в столичном метрополитене, изучения мнений пассажиров, формирования у них верного понимания ситуации принято решение о проведении пресс-конференции.

    По сравнению с состоянием на 1 сентяб­ря текущего года количество пользователей услугами метрополитена выросло на 200 тысяч человек. В принципе это происходит ежегодно. По окончании каникул студентов наплыв пассажиров в метро увеличивается в разы.

    При этом наблюдается и другая тенденция. В частности, 19-20 сентября в связи с возникновением пробок на автомагистралях выросла нагрузка на линии метро. Дело в том, что часть водителей оставляет свои автомобили возле станций метро, чтобы добираться до места работы или учебы подземным транспортом. С одной стороны, это помогло разгрузить от машин центр города, с другой - повысило нагрузку на метрополитен. В часы десятибалльных пробок водители авто именно так реагируют на ситуацию: становятся пассажирами подземки. Городские власти к этому и призывали, стремясь сократить количество пробок на дорогах столицы республики.

    По данным Минтранса, на сегодня ежедневно по всем линиям метро перемещаются 690-700 тысяч человек. Согласно анализу, наибольший поток пассажиров приходится на период от 07.30 до 09.30 в утренние часы и от 15.30 до 19.00 - во второй половине дня. При этом и после 19.00 люди активно пользуются услугами метро, что говорит о высокой популярности данного вида транспорта.

    В связи с переполненными вагонами в часы пик увеличились случаи попыток попасть в вагон, несмотря на отсутствие там мест. В связи с этим имел место ряд случаев остановки работы метрополитена от 2 до 12 минут.

    Следует признать, что происходили остановки поездов во время движения, длительное стояние на станциях ввиду невозможности начать поездку. Это создавало неудобства пассажирам и вызывало их справедливые нарекания.

    В метро есть диспетчерская служба для устранения таких заторов. Именно благодаря ее вмешательству в подобные ситуации удавалось во многих случаях быстро восстановить движение. Высадка пассажиров из вагонов неисправного поезда и прибытие резервного состава требуют достаточно много времени, эта работа оперативно выполнялась.

    Еще одна причина возникновения заторов в подземном транспорте - забытые пассажирами личные вещи в вагонах. Согласно инструкции, после обнаружения подобного рода предметов состав отправляется в депо, где проверяется в установленном порядке. А пока он не вернется, на линии находится на один состав меньше. Поэтому пассажирам следует понять, что их претензии порой бывают необоснованными и нужно внимательно смотреть за личными вещами.

    Например, недавно были поданы претензии по увеличению интервалов движения поездов по станции «Ойбек». Причиной было именно отправление в депо состава на проверку ввиду обнаружения личных вещей.

    В целях повышения культуры обслуживания пассажиров, создания для них дополнительных удобств на Узбекистанской линии планируется увеличить количество вагонов до пяти, довести число таких поездов до 13 составов. Пока поезда из пяти вагонов курсируют по шести маршрутам.

    С 1977 года на этой линии ходили поезда из четырех вагонов, сегодня их количество увеличено до пяти. Учитывая рост числа пассажиров до конца текущего года, число вагонов увеличится. Можно прицеплять и шесть вагонов, однако наши платформы не рассчитаны на эту длину состава.

    Кроме того, до конца текущего года предус­мотрено пополнение подвижного состава: будет приобретено 56 вагонов. В 2024-м - еще 104. Это позволит сократить интервал движения поездов метрополитена.

    Отмечено, что новые вагоны прибудут в течение двух месяцев. А пока прозвучала настоятельная просьба: не влезать в переполненный вагон, набраться терпения и поехать следующим составом. Переполненность вагона вызывает нагрузку на рельсы, приводит к замедлению движения поездов.

    Следует признать, что 75 процентов подвижного состава морально изношено (1987 год выпуска). По мере приобретения новых вагонов старые будут постепенно выводиться из эксплуатации.

    На критику по поводу отсутствия пандусов или лифтов для лиц с инвалидностью на входах и выходах последовал ответ: в изначальном проекте такие аспекты не были предусмотрены. В последние годы выходы оборудованы пандусами. При строительстве новых станций метро и пересадочных линий имеются специальные лифты для лиц с ограниченными возможностями.

    В целях уменьшения заторов на станциях в часы пик намечено выведение дополнительных составов на линию.

    На вопрос о возможном повышении тарифов на проезд в метро Б. Мирюнусов ответил: ведется масштабная закупка вагонов, намечаются реконструкция станций и возведение новых направлений. Цены на проезд в социально значимом виде транспорта долгое время не повышались. Поэтому изменение цен на услуги метрополитена ожидаемо. Это связано и с необходимостью поднять заработную плату сотрудникам метрополитена, работающим с повышенной нагрузкой в условиях наблюдающегося роста потока пассажиров.

    По словам И. Хужанова, критика в отношении воды, стекающей с потолка в дождливые дни осени или весенние при таянии снегов, оправдана. Ташкентские метростроители изучали опыт работы коллег в Московском метро, применение которого позволит избавиться от подобных недостатков в работе. Приобретены установки для откачивания стекающей в помещения метро почвенной воды.

    На вопрос по поводу недавнего случая остановки поезда, следующего между станциями «Миллий бог» и «Новза», последовал такой ответ. Поезд поднимался из-под земли на наземную эстакаду под максимальным уклоном, когда машинист остановил состав. Со станции «Миллий бог» выехал вспомогательный поезд, куда были экстренно пересажены пассажиры. Причиной происшествия стал перегруз людей в вагонах.

    По словам Р. Шафиева, вместимость одного вагона составляет 200-250 человек. На станциях стоят сотрудники метро, которые следят за заполнением вагонов, помогают в посадке пассажиров. Они должны при необходимости ограничивать поток людей в вагоны, но это им далеко не всегда удается сделать.

    После приобретения новых вагонов будет обновляться подвижной состав на Чиланзарской, Узбекистанской и Юнусабадской линиях и надземной кольцевой линии метрополитена. Это позволит заметно увеличить пропускную способность подземки.

    Растет население Ташкента, а вместе с ним и вероятность появления десятибалльных пробок на автомобильных дорогах столицы. Предложение транспортников пересесть на окраине города в метро автомобилистами принято. Теперь растет число автостоянок возле станций, но неплохо бы разобраться с пробками, уходящими под землю…

    Как показывает общение со специалистами метрополитена, каждый из нас в меру своих сил и сознательности может положительно влиять на ситуацию. Не втискиваться из последних сил в переполненный вагон, как будто это последний поезд в жизни. Не оставлять беспечно сумку, из-за чего целый состав приходится буксировать на запасной путь. Мы вправе требовать от работников метро повышения качества услуг, но и обязаны следовать установленным правилам.

    Аблай Камалов.
    «Правда Востока».