В школах дети знакомятся с миром профессий, формами и условиями их освоения, содержанием, современными видами производства, состоянием рынка труда, профессиональными требованиями к человеку. Здесь помогают учащимся в самоопределении с целью принятия осознанного решения при выборе профессионального пути с учетом их психологических особенностей и возможностей. В профориентации ребят большое значение имеют также личный пример учителей, классных руководителей, родителей, активистов махалли и, соответственно, усиление их сотрудничества.
В целях расширения представления учащихся о профессиях и выявления их интересов в создаваемые в рамках Национальной учебной программы современные учебники по 18 общеобразовательным предметам включены 302 определенные темы. В ходе уроков понятия о профессиях разъясняются на основе жизненных примеров, что в свою очередь способствует выявлению интересов учащихся.
Организуются встречи с представителями разных профессий, выездные уроки на предприятия. В частности, в течение 2022 года для учащихся выпускных классов организовано около 34 тысяч экскурсий на производства, предприятия и в организации агротехнологического направления и сферы услуг.
Обретению мальчиками и девочками достойной профессии в будущем способствуют и электронные платформы kasb.maktab.uz и profnavigator.uz, комплекс тестов которых помогает в правильном решении выбора профессии. На платформе Milliy ta’lim resurslari размещено свыше 700 видеороликов, презентаций и профессиограмм по 25 современным специальностям. На kasb.maktab.uz - более 500, на profnavigator.uz - не менее 450. В настоящее время ученики имеют возможность не только получить подробную информацию о желаемой профессии, но и освоить ее.
В Андижанской, Навоийской, Самаркандской, Джизакской и Кашкадарьинской областях проведены эксперименты по профориентации среди учащихся 11-х классов. В результате в 2020/2021 учебном году в Андижанской области около четырех тысяч выпускников устроены на работу, 14 129 юношей и девушек организовали дело на основе самозанятости. Почти восемь тысяч выпускников получили 114,2 млрд сумов кредитных средств для развития ремесленнической и предпринимательской деятельности. Практика продолжилась и в 2021/2022 учебном году.
В Навоийской области для организации дел в этом направлении профильным управлением подписан меморандум о сотрудничестве с областным хокимиятом, региональным Управлением по развитию и координации профессионального образования, моноцентром «Ишга мархамат» и Организацией содействия обороне РУз «Ватанпарвар». В результате в 2021/2022 учебном году 10 678 выпускников из 11 134 на договорной основе направлены на краткосрочные курсы по 21 профессии.
Освоение любой специальности, развитие необходимых знаний и навыков, накопление опыта и стремление к совершенству возможны при помощи наставников. Поэтому 60 237 родителей выразили желание помочь 124 374 выпускникам, обучающимся в 10-11-х классах общеобразовательных школ, в выборе одной из 32 профессий на основе традиции «устоз - шогирд».
В Самаркандской области региональное профильное управление подписало соглашение о сотрудничестве с моноцентром «Ишга мархамат» и учебным центром КОIСА. Здесь 2117 учащихся 7-11-х классов на основе принципа «устоз - шогирд» закреплены за местными ремесленниками, 2479 - за предпринимателями.
В школах Кашкадарьинской области в целях дополнительного информирования учащихся о современных сферах деятельности, организации содержательного досуга проводятся «Часы профориентации». На этих занятиях, получивших название «Кашкадарьинский опыт», свыше 266 тысяч учащихся 7-11-х классов из 1217 школ получают подробную информацию.
В рамках «Часов профориентации» дети могут обучаться и на онлайн-курсах, организованных на электронных платформах, которые разработаны Министерством народного образования (ныне - Министерство дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан), а также заниматься в кабинетах технологии и информатики.
На уроках, посвященных профориентации, необходимо уделять внимание тому, чтобы способности и труд ученика соответствовали интересам общества. Важно информировать ребят о востребованных сферах, требованиях той или иной профессии, об учреждениях, где они могут обучиться специальности. Это помогает подходить к выбору профессии осознанно.
В Джизаке около тысячи выпускников школ, обучившись определенным профессиям в моноцентрах «Ишга мархамат» и на профессиональных учебных курсах, получили соответствующие сертификаты. Кроме того, 524 выпускника через центры содействия занятости населения обеспечены работой. Остальные, продолжая учебу в школе, также осваивают ту или иную профессию. По выданным сертификатам они могут работать.
В целях широкого информирования выпускников школ о высших образовательных учреждениях в сентябре-октябре 2022 года в Андижанской, Наманганской, Ферганской, Самаркандской, Навоийской, Хорезмской, Бухарской областях и городе Ташкенте в сотрудничестве с ООО «My Fair» проведены международные выставки.
В рамках месячника открытого диалога «Молодежь и профессии», организованного совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (ныне - Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан), в 270 профессиональных образовательных учреждениях страны прошли мероприятия, в которых участвовали свыше 400 тысяч учащихся.
На занятиях по предмету «Технология» школьники получают необходимые знания и навыки по разным видам труда, тестируют свои способности. Поэтому профориентация - одна из неотъемлемых составных частей учебной программы средней общеобразовательной школы.
Человек учится, чтобы в будущем найти достойное место в обществе, содержать себя и семью. Если профессия выбрана правильно, то труд станет источником радости и вдохновения, что принесет одинаковую пользу и для человека, и для общества. А значит, на профессиональную ориентацию нужно смотреть с социально-педагогической точки зрения.
Система профессиональной ориентации позволяет молодежи подготовиться к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, помогает ей в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Работа в этом направлении проводится во взаимосвязи с учебно-воспитательной деятельностью. Прежде чем ориентировать ученика на ту или иную профессию, необходимо изучить его как личность, раскрыть потенциал. Для этого следует наблюдать за ним, анализировать поведение подростка в школе, общественных местах, семье, в процессе труда, проводить с ним беседы, тесты, интервью. Молодежь может получать информацию о профессиях не только в школе, но и от родителей, знакомых, родных, в СМИ.
Чтобы обеспечить себе благополучное будущее, молодым придется потратить немало сил. Главное, они должны выбрать такую профессию, которая придется по душе и принесет пользу обществу.
В нашей стране для выбора разных профессий созданы все условия. Ими только нужно уметь пользоваться.
Комилжон Мусаев.
Начальник отдела профориентации и подготовки учеников к рынку труда
при Министерстве дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан.